Рeцeнзия нa фильм «Всe дeньги мирa»
Цeннoсти сaмoгo бoгaтoгo чeлoвeкa 1 мaртa 2018, 16:29 | Рeцeнзии | Aвтoр: Елена Стрельбицкая
На большом экране сюжет о похищении богатого наследника и вымогательстве круглой суммы денег является обычным делом, но в реальной жизни это происходит гораздо реже. Тем не менее в 1973 году в Италии произошло похищение, которое очень напоминает сюжет криминальной картины. Гангстеры похитили внука первого миллиардера в истории человечества Жана Пола Гетти и требовали за него самый огромный выкуп в истории – 17 миллионов долларов. Но дед отказался платить, сделав похищение еще более резонансным и впоследствии достойным экранизации самого Ридли Скотта.
В свои 80 лет Скотт остается одним из самых влиятельных и трудолюбивых кинематографистов Голливуда, и 2017 год был для него особенно плодотворным. Помимо сериалов «Табу» и «Хорошая борьба» он спродюсировал новую классику жанра фантастика «Бегущий по лезвию 2049», а также снял очередную главу своей легендарной франшизы «Чужой: Завет», которую приняли менее тепло, и байопик «Все деньги мира» о пресловутом похищении внука Жана Пола Гетти, отмеченном номинациями на «Оскар» и «Золотой глобус». Но за два месяца до релиза «Все деньги мира» судьба фильма оказалась на волоске в связи со скандалом с участием Кевина Спейси, которого обвинили в сексуальных домогательствах. Чтобы спасти свое творение, Скотт пошел ва-банк, быстро заменив Спейси, который играл магната Гетти, Кристофером Пламмером и пересняв с последним все нужные сцены. При этом он успел выпустить фильм в срок. Что же в результате у него получилось?
« – У всего есть цена. И в жизни самое сложное – установить эту цену.»
Сюжет картины постоянно путешествует из Рима, где ведутся поиски Пола Гетти, в огромный особняк его дедушки в Англии, где тот руководит своей нефтяной империей. Со своего первого появления на экране Гетти напоминает реалистичную версию знаменитого героя Чарльза Диккенса Эбенезера Скруджа, который давно является олицетворением жадности в искусстве. Но если сначала дедушка проявляет интерес к внуку, то с развитием сюжета не остается сомнений в том, что перед нами – самый настоящий Скрудж, которому не помешает общение с духами настоящего, прошлого и будущего. Его прощальная сцена не имеет ничего общего с историей жизни Гетти, но здесь Скотт решил оставаться верным теме Диккенса, поэтому другого финала для этого персонажа, превращенного в злодейского грешника, которого судят за его грехи, быть просто не могло.
Если вспомнить первый трейлер фильма, где Гетти играл Спейси, то актер там был абсолютно неузнаваем – гримеры превратили его лицо в гротескную маску, которая аж никак не сравнится с бесподобным гримом Гари Олдмана в «Темных временах». Поэтому замена Спейси на Пламмера, который больше подходил внешне и по возрасту и которому не нужны были тонны грима, сыграла фильму на руку. Пламмера нужно было изначально брать на эту роль, и грустно, что ему сперва предпочли Спейси, который на 30 лет моложе, чтобы потом его состарить с помощью грима. Пламмер буквально спас фильм и в свои 88 лет стал самым старым актером, который когда-либо был номинирован на «Оскар».
Мишель Уильямс своей игрой способна добавить веса и глубины любой картине, и хотя фильм «Все деньги мира» не принес ей очередную номинацию на «Оскар», она вытаскивает его на своих плечах, пока в кадре нет Пламмера. Ее драматическое выступление в образе матери похищенного Гэйл Харрис проникает в душу и показывает, что порой женщине не нужно спасать мир, стоять во главе корпорации, ставить рекорды или быть абсолютной стервой, чтобы быть кем-то. Она напоминает, что достаточно быть просто любящей матерью, которая борется за своего ребенка, и в этом уже заключается ее огромный героизм, храбрость и величие. И в отличие от Фрэнсис МакДорманд, номинированной на «Оскар» за воплощение боевой матери в «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», Уильямс играет реальную женщину. К сожалению, о настоящей Гэйл Харрис известно очень мало, ведь она не была кровной родственницей миллиардера Гетти, и в данном контексте фильм исправляет ситуацию, отдавая честь женщине, которая 4 месяца сражалась с империей за то, чтобы вернуть своего сына домой.
После участия в экшене «Трансформеры: Последний рыцарь», который отчаянно стремился поставить точку в актерской карьере Марка Уолберга, актеру как воздух нужен был серьезный проект, и в картине «Все деньги мира» он быстро реабилитируется в глазах публики. Он играет бывшего агента ЦРУ Флетчера Чейза, который работает на Гетти. Уолберг сделал из него вполне симпатичного персонажа, но если отбросить харизму актера прочь, действия Чейза стали одной из причин долгого освобождения парня. Он решил, что Пол инсценировал свое похищение, поскольку парень шутил об этом ранее, и убедил в данной теории Гетти, для которого его мнение имело вес. Чейз кажется умным и крутым, когда договаривается с шейхами и не боится перечить самому Гетти, но по сути вызволение Пола – не самая его удачная операция.
Отдельно хочется отметить Чарли Пламмера – тезку, не родственника Кристофера Пламмера, – который сыграл Пола. Он – интересный и талантливый молодой актер, не пасующий на фоне более опытных и знаменитых коллег. Хотя с ними у парня всего несколько совместных сцен. В начале фильма Пол в своем классном костюме идет по Риму такой уверенной походкой, будто весь мир принадлежит ему, а впереди перед ним лежит большое будущее наследника империи Гетти. Но те злополучные месяцы в плену оставили шрам не только на его ухе, но и в его душе. Нет, по сюжету он не сдается, пытается сбежать, пытается выжить, но трагическое будущее висит над ним все это время. Этого не показывает кино, но в начале 1980-х от передозировки наркотиками Пол окажется практически полностью парализованным и немым, будет судиться с отцом, чтобы тот дал деньги на лечение, и останется на попечении любящей матери, которая его переживет. Так что финал «Все деньги мира» – это один из очень немногих хеппи-эндов, которые были в жизни этого человека.
Творение Скотта уж точно нельзя назвать оптимистичным или вдохновляющим. В тревожное для Голливуда время режиссер снял не великий, но хороший биографический триллер вопреки скандалу со Спейси, показав всему миру, что поступки одного человека не должны испортить фильм, над которыми работали сотни людей, и что порой все действительно можно исправить и переснять. Хотя бы в кино.
Больше всего в картине «Все деньги мира» поражает сцена с отрезанием уха. Казалось бы, в фильмах и в новостях показывают столько насилия, что поразить современного зрителя очень сложно. Но за эти несколько минут все внутри переворачивается. Смотришь и до конца не веришь, что они действительно это сделают, поскольку уж очень такой поворот напоминает сюжет какого-то триллера, но это не выдумка сценариста. Полу действительно отрезали ухо и прислали его в редакцию газеты. Ради этой сцены, а также игры Уильямс и Пламмеров и стоит смотреть фильм «Все деньги мира».
В качестве прощального месседжа оставлю здесь мысль о том, что порой материнская любовь способна сделать гораздо больше, чем все деньги мира.
Написать комментарий