Рецензия на фильм «Эскобар»

Рeцeнзия нa фильм «Эскoбaр»
Гoлый кoрoль кoкaинoвoгo кoрoлeвствa 1 июня 2018,  00:02 | Рeцeнзии | Aвтoр: Eлeнa Стрельбицкая

Печально известная фигура колумбийского наркобизнеса Пабло Эскобар продолжает интриговать кинематографистов со всего мира, и его очередной байопик решил снять испанский режиссер Фернандо Леон Де Араноа с ведущим итальянским актером и обладателем премии «Оскар» Хавьером Бардемом в главной роли.

В оригинале фильм Араноа получил название «Loving Pablo» («Любить Пабло»), как первая часть названия мемуаров любовницы Эскобара Вирхинии Вальехо «Любить Пабло, ненавидеть Эскобара». И это название как раз подчеркивает, что картина является не историей становления Эскобара, а историей его романа с некогда популярной колумбийской телеведущей, и поэтому она имеет ярко выраженный мелодраматичный налет. Украинские прокатчики решили, что лучше на постерах будет выглядеть пафосная фамилия «Эскобар», но на самом деле это байопик не только о нем, а о нем и о Вальехо.

Будучи богатым и самовлюбленным человеком, Эскобар окружал себя всем самым лучшим и самым красивым, поэтому когда к нему на виллу прибыла сногсшибательная телеведущая Вирхиния, которой восхищается вся страна, он тоже не устоял перед ее чарами. Араноа решил далеко не ходить и взять на эту роль супругу Бардема Пенелопу Крус, на чьем счету также есть множество престижных мировых наград, включая «Оскар». Правильный парик, яркий макияж, и она стала очень похожа на настоящую Вальехо, а вот на преображение Бардема понадобилось гораздо больше грима, усов и лишних килограммов.

Чем же этот невзрачный толстяк покорил первую красавицу Колумбии? Своей решительностью, как она отмечает после начала их романа, происходившего на глазах всех, включая законную жену Эскобара и мать его детей Марию Викторию Энао (Жульет Рестрепо). Сердцу ведь не прикажешь, да и состояние Эскобара, оцененное журналом Forbes в 3 миллиарда долларов, помогало Вирхинии закрывать глаза на то, как он заработал эти деньги, а сконцентрироваться на том, как он их тратит, как она заявляет в первые минуты фильма, где Эскобар показывает ей масштабное строительство жилья для бедных. Но вслед за стремительным взлетом начинается стремительное падение наркобарона, чья бескрайняя жестокость и неуемные аппетиты вскоре делают его самым разыскиваемым человеком в родной Колумбии и в США, где он сбывает свой белый товар.

«– У тебя есть деньги, у тебя есть мы, что тебе еще нужно?

– Уважение.»

Бедные колумбийцы сначала считали Эскобара Робин Гудом, и он тоже пытался соответствовать этому статусу, строя те же дома в бедном районе рядом со свалкой, но потом решил, что благотворительность не удовлетворяет его эго так, как удовлетворит власть. Он идет в политику, финансируя разных кандидатов, но не обладает талантом вести переговоры, а просто расстреливает любых своих оппонентов посреди белого дня на людных улицах, будь то министр юстиции или редактор газеты, что напечатала об Эскобаре разоблачительную статью. В результате он доводит конфликт до точки невозврата, когда в его родном городе начинается настоящая война между его приспешниками, конкурентами и полицией. Под ударом оказываются все: и его лейтенанты, представленные здесь вскользь, и его жена, и его маленькие дети. Он обещает им, что все будет хорошо, а потом продолжает убивать и устраивать показательные казни. И в результате Эскобар заканчивает как и все бандиты его калибра – с кучей полицейских пуль в животе, оставив своих детей без отца, а якобы горячо любимую жену – вдовой. В фильме говорится много о том, как он сильно любил свою семью, но больше всего на свете он любил себя и свое эго.

Несмотря на вес Бардема в испанском и мировом кинематографе, Эскобар в его воплощении получился типичным жестоким психопатом, для которого ничего не стоит жизнь других людей, но как-то ореола крестного отца, перед которым благоговеют окружающие, вокруг него здесь не возникает. Те же антагонисты Бардема в прошлогоднем триллере «мать!» и даже в диснеевском фэнтези «Пираты Карибского моря: Месть Салазара» получились более интригующими и приковывающими внимание. В своей работе Араноа решил уйти от романтизации бандитов, которой уже целый век страдает американский кинематограф, но в своей погоне за реализмом и откровенностями он из потенциально хорошего байопика сделал кровавый фарс а-ля Роберт Родригес, где герои кажутся преувеличенными пародиями самих себя, стреляют направо и налево и вызывают смешки, а не трепет. Временами этот Эскобар напоминает ребенка с гранатой и не идет ни в какое сравнение с другими знаменитыми образами гангстеров на большом экране.

Героиня Крус тоже не вызывает теплых чувств и постепенно из знаменитой телеведущей превращается в запуганную до смерти (и Эскобаром, и его врагами) безработную женщину, которая не раз пожалела о встрече с пресловутым наркобароном, поскольку страстная на первых порах связь с ним впоследствии разрушила ее жизнь и чуть было не убила ее.

В картину Араноа было вложено много сил и стараний, но она больше напоминает несерьезный клип о самых жестоких и отвратительных выходках Эскобара, представленных с неуместным юмором (самолет с кокаином садится в США под песню «Let It Snow»), нежели целостный портрет его знаковой и трагичной в истории Колумбии персоны. Зато у него получилось отменная антипропаганда наркотиков и наркобизнеса.

Если хотите жить долго и счастливо, то не становитесь наркобаронами. Они долго не живут, и после их смерти шикарные виллы не переходят в наследство их детям. А вместо «Эскобара» советую лучше посмотреть «Кокаин» с Джонни Деппом и все с той же очаровательной мисс Крус.

Написать комментарий