Рeцeнзия нa фильм «Oднaжды в Гeрмaнии»
Нeунывaющий Дaвид Бeрмaнн21 июля 2018, 01:13 | Рeцeнзии | Aвтoр: Елена Стрельбицкая
После окончания Второй мировой войны и освобождения из концлагерей большинство выживших евреев решило отправиться в другие страны, чтобы начать там жизнь заново, вдали от мест, где были убиты их близкие и друзья. Предприимчивый любитель анекдотов Давид Берманн так же наметил себе новый путь – в страну возможностей Америку – и решил заработать на переезд, продавая постельное белье немцам, которые еще в прошлом году поддерживали Гитлера, а сегодня готовы раскрыть кошелек пошире, чтобы никто не обвинил их в антисемитизме. И Давид вместе со своими новым компаньонами готовы воспользоваться этой возможностью сполна.
О Второй мировой и послевоенных событиях продолжают снимать много фильмов по обе стороны Атлантического океана, и пока в 2017 году Кристофер Нолан представлял свой эпик «Дюнкерк», снятый с голливудским размахом, немецкий режиссер Сэм Гарбарски показал в Европе более скромное, но не менее глубокое кино о войне и о том, что случилось после, «Однажды в Германии».
« – Если бы люди не старались хоть немного приврать, жизнь стала бы совсем невыносимой.»
Фильм отправляет зрителя в 1946 год в полуразрушенный немецкий город Франкфурт-на-Майне, который только начинают отстраивать. Многие евреи, включая Давида Берманна, временно проживают в американском транзитном лагере для беженцев, из которого они хотят отправиться в США. Но для этого нужны деньги, и Давид хочет заработать их, продавая постельное белье, полотенца и скатерти, как это делала до войны его семья. Но комиссия не желает давать ему лицензию на торговлю и отправляет на встречу к американскому следователю, где Давид узнает, что он находится под следствием и обвиняется в сотрудничестве с нацистами, поскольку в концлагере проживал в бараке для особых заключенных.
На этих душевных встречах с офицером американской армии Сарой Симон (Антье Трауэ) Давид рассказывает историю своей жизни во время войны. Он использует всю свою харизму, чтобы убедить в своих словах офицера Симон, но она не скрывает, что не верит ни единому его слову. И ее скептицизм весьма оправдан, ведь если в случай с тем, как коменданту концлагеря понравились анекдоты Давида, после чего его сделали местным шутом и заставляли выступать на всех праздниках (иначе его просто убили бы), поверить можно, то в историю о том, что его повезли учить Гитлера рассказывать анекдоты, чтобы фюрер смог поразить Муссолини, поверить уже труднее.
В «Однажды в Германии» Мориц Бляйбтрой напоминает миру, что он является одним из величайших немецких актеров нашего времени. Двадцать лет назад он обратил на себя внимание в «Достучаться до небес», где сыграл недалекого гангстера, который не понимает анекдотов, а теперь убедительно воплотил выжившего после Голокоста еврея, чьи истории трогают до слез, и который в то же время отлично умеет шутить. Роль Давида Берманна – определенно одна из лучших ролей в его карьере и достойна вашего внимания.
« – Господа, не забывайте: Гитлер мертв, но мы-то живы.»
Гарбарски удачно сочетает в фильме истории о Холокосте с юмором, который позволил главному герою пережить самые темные времена и сохранить способность видеть светлое будущее и двигаться к нему изо всех сил. Анекдот о туалете в поезде, который повеселил эсэсовцев в концлагере, плавно переходит здесь в историю о том, как был убит друг Давида во время утреннего построения, просто потому что у него был горб, и он не мог стоять ровно. Смех и смерть идут здесь рука об руку, но это не делает «Однажды в Германии» фарсом или черной комедией в традиционном смысле, а дает повествованию еще больше реализма. Фильм говорит, что если мы еще живы, то мы будем смеяться, будем рассказывать басни, будем влюбляться и стремиться вперед. И это делает творение Гарбарски одной из самых вдохновляющих картин, которые вышли в украинский прокат в 2018 году.
Вместе с жизнеутверждающим посылом «Однажды в Германии» тонко анализирует психологическое состояние людей, которые пережили ужасы войны, акцентирует внимание на посттравматическом синдроме, который у каждого из героев проявляется по-своему, и затрагивает моральную диллему послевоенного времени: как ужиться рядом евреям, только что освобожденным из концлагерей, немцам, которые сотрудничали с нацистским режимом, и немцам-нацистам, которые отдавали приказы по уничтожению еврейских семей и в душе остаются антисемитами. Добавьте к этому чувство вины выживших по поводу того, что они пережили войну, а их друзья и родные – нет. Не каждому герою удается его побороть, но они знают, что должны жить.
В конце фильм сообщает, что после окончания Второй мировой войны в Германии осталось около 4000 евреев, и что никто из них не мог объяснить своим детям, почему они решили не уезжать. Но финальный кадр это объясняет просто и понятно каждому и дарит истории Давида Берманна неординарный, но счастливый конец.
Еврей Давид Берманн отлично умел делать две вещи: продавать немцам постельное белье и рассказывать анекдоты. Это и помогло ему выжить.
70 Написать комментарий