Рецензия на фильм «Позывной Бандерас»

Рeцeнзия нa фильм «Пoзывнoй Бaндeрaс»
Чужoй срeди свoиx11 oктября 2018,  04:18 | Рeцeнзии | Aвтoр: Eлeнa Стрельбицкая

Военный жанр в украинском кино в последние годы развивается огромными темпами, поскольку на востоке страны идет война, и она является самой острой темой как для обычных граждан, так и для кинематографистов. В прошлом году режиссер Ахтем Сейтаблаев и его «Киборги» установили высокую планку для всех, кто когда-либо будет снимать о войне в Украине, но спустя 10 месяцев на экраны выходит фильм Зазы Буадзе «Позывной Бандерас». Он рассказывает личную историю одного военного, который возвращается защищать родное село, чьи жители поддерживают сепаратистов, и где он теперь является врагом номер один.

«Позывной Бандерас» следует за контрразведчиком в отставке Антоном Саенко, который, услышав в 2014 году, что на востоке Украины началась война, принимает решение вернуться на службу. Его невеста Женя категорически не поддерживает это решение, но Антон знает, что он должен поехать на фронт. Вместе с отрядом контрразведчиков-саперов он получает задание вычислить в рядах украинских военных диверсанта Ходока и обезвредить его. На эту операцию у Бандераса (да, свой позывной Саенко получил именно в честь актера Антонио Бандераса) есть три дня, после чего состоится масштабная диверсия в его родном селе. Прибыв в места своего детства, Антон вспоминает счастливые и болезненные моменты далекого прошлого, после чего он встречает свою первую любовь, которая думала, что он вернется за ней, и своего друга, который ушел воевать на стороне сепаратистов. И пока Бандерас охотится на Ходока, который постоянно ускользает из его пальцев, он переживает личную драму человека, чьи односельчане аж захлебываются от ненависти к нему, потому что он служит своей родной стране и хочет сохранить ее независимость.

Главного героя в «Позывном Бандерасе» воплощает Олег Шульга, который дебютировал в кино в прошлом году в военной картине «Червоный», где он сыграл одну из центральных ролей – советского летчика Виктора Гурова. Теперь он играет главную роль, украинского военного Антона Саенко, и эта роль полностью его от начала и до конца фильма. Если вам кажется, что порой Шульга слишком реалистичен в этом образе, то так и есть, поскольку он сам был на этой войне и знает о ней не понаслышке. Он устанавливает со зрителем сильную связь и буквально проживает на экране каждую сцену, а зритель проживает эту тяжелую историю вместе с ним. Я не смотрела «Червоного» и вижу Шульгу в кино впервые, но без преувеличений могу сказать, что это одно из лучших выступлений на большом экране в этом году. Причем не только украинского кино. И тут не нужно кричать про «Оскары», достаточно, что украинские зрители оценят эту искреннюю и сильную игру Шульги.

В его Бандерасе нет притворства, нет пафоса, нет фальши, он не произносит громких речей, а просто делает свою работу, которую его прислали сделать. Он должен словить Ходока и он сделает это. И дело даже не в приказе, дело в его натуре. Он не может позволить ему уйти безнаказанно, когда погибло столько людей. Бандерас не может отпустить того, кто столько боли причинил его родному селу и из-за которого погибло столько односельчан. И пускай эти односельчане обзывают его последними словами и презирают за то, что он на другой стороне, у него есть внутренний кодекс чести и моральный компас, и он будет ему следовать. Он будет выше тех, кто считает его предателем, и постарается их спасти. Именно это делает его Человеком и Героем с большой буквы. Поскольку рисковать жизнью ради тех, кто тебя любит, это одно, а рисковать жизнью ради тех, кто бросает в тебя камни, это совершенно другое.

«Позывной Бандерас» удачно сочетает в себе разные жанры, как военный боевик, драма и детектив, смело затрагивая болезненные темы относительно войны на Донбассе, в частности, как она разделила людей, которые еще недавно жили в одном селе в соседних хатах. И это все показано так, как оно есть, поскольку существует слишком много историй, когда не только односельчане становились врагами, но и члены одной семьи переставали общаться, поверив в абсурдную ложь телевизора о том, что в Украине вдруг в одно утро появились миллионы фашистов, и не поверив родным, которые говорят им противоположное.

Ключевой посыл фильма Буадзе отлично подытоживает финальная сцена, где Бандерас прощает своего друга детства, несмотря на его преступления. Сейчас кажется, что это невозможно, ведь между нами и ними за эти годы выросла огромная пропасть, но режиссер «Позывного Бандераса» верит в лучшее в людях, верит, что возможно раскаянье, прощение, искупление, и этим он попадает прямо в цель. Кино существует не только для того, чтобы поразмышлять о том, что было, что есть и что будет, а и о том, что могло бы быть. Что должно быть. Что у некоторых людей все-таки есть совесть, и они способны признавать свои преступления. И в это хочется верить. Иначе мы все обречены вечно ненавидеть. А ненависть разрушает и не дает идти вперед.

Отдельно хочется отметить саундтрек картины, куда не вошли песни Океана Эльзы (очень люблю эту группу, но их песни постоянно звучат в украинском кино), зато прозвучала очень трогательная версия песни Кузьмы «Мовчати» в сцене у костра. Кузьме тоже болела эта война. Он помогал воинам АТО при жизни, а его песни и после его смерти продолжают нести свет. Спасибо ему за это, а создателям фильма – за такой выбор саундтрека.

Это однозначно не попкорновое кино и смотреть его стоит не для развлечения. Но смотреть «Позывной Бандерас» обязательно, поскольку такие острые эмоции у вас вряд ли вызовет в этом году другой фильм. Правда, после его просмотра не хочется много говорить, да и писать эту рецензию было непросто, но об этом фильме нужно было рассказать, чтобы вы его тоже посмотрели. Зачем? Чтобы прочувствовать все это. Чтобы знать. Чтобы помнить. И чтобы верить.

P.S. Посвящается всем военным армии Украины, которые уже вернулись из АТО, которые сейчас находятся там и которые уже никогда не вернутся домой. Мы вас никогда не забудем.

245 Написать комментарий