Рецензия на фильм «Джокер»

Рeцeнзия нa фильм «Джoкeр»
Истoрия бoлeзни житeлeй Гoтэмa 1 oктября 2019,  04:05 | Рeцeнзии | Aвтoр: Елена Стрельбицкая

С самого детства мама называла Артура счастливчиком и говорила ему улыбаться. И теперь он буквально надевает счастливое лицо, работая клоуном по вызову и пытаясь рассмешить людей. Но далеко не все оценивают его усилия по заслугам; многие издеваются над ним, плюют ему в его загримированное лицо и бьют, пока он беспомощно лежит на асфальте… Но Артур не собирается бросить свои попытки нас рассмешить, вот только его бенефис обернется для Готэма сущим адом.

Проект о становлении легендарного злодея из комиксов DC Джокера с момента его объявления стал одним из самых ожидаемых фильмов Голливуда. Но вместо очередного фильма по комиксам режиссер Тодд Филлипс, который снял комедийную трилогию «Мальчишник в Вегасе», превратил его в настоящий арт-хаус для зрителей, у которых очень крепкие нервы (всем остальным данный фильм совершенно не рекомендуется к просмотру).

«Джокер» отправляет нас в Готэм 1981 года, где не живет, а существует мужчина по имени Артур Флек. У него была травма головы, он лежал в больнице и теперь ходит на постоянные проверки к социальному сотруднику, которой нет до него дела. Он живет со своей больной мамой Пенни, работает клоуном по вызову в захудалом агентстве и мечтает стать комиком и выступать на сцене. Вот только, как он сам отмечает в фильме, все смеялись, когда он рассказывал людям о своей мечте быть комиком, а теперь никто не смеется. Из-за своего клоунского костюма и неконтролируемого смеха (последствие травмы головы) Артур постоянно становится объектом издевательств жестоких жителей Готэма, и каждый новый инцидент все сильнее его ломает и калечит душевно, не только физически. Пока однажды он не переступает грань и не становится убийцей…

За воплощение Артура Флека актеру Хоакину Фениксу все предсказывают «Оскар» (что вполне вероятно, ведь у него уже есть 3 номинации), и этот его персонаж определенно потрясает сильнее, чем любой другой из его фильмографии. С одной стороны, Феникс гипнотизирует своей игрой, ты проникаешься к нему сочувствием, по мере развития сюжета и новых жестоких испытаний, что выпадают на судьбу Артура, а после с предвкушением (и тревогой) ждешь его окончательной трансформации в того самого Джокера, который будет держать весь Готэм в ужасе. А с другой, от него сильно становится не по себе.

Прости, Джаред Лето, но твой Джокер и рядом не стоял. Единственный Джокер, с которым можно сравнить выступление Феникса, это, разумеется, Джокер Хита Леджера, и если бы Леджер был жив, он бы и сам был потрясен этим перевоплощением коллеги. У Феникса получился один из самых жутких злодеев, которых вы когда-либо видели в кино. Сейчас в кинотеатрах все еще идет «Оно 2» с одержимым демоном клоуном Пеннивайзом, но я не уверена, кто из них двоих страшнее. Пожалуй, все-таки Джокер в исполнении Феникса. Поскольку он слишком реалистичен. Это может быть кто угодно: человек, который едет с вами в автобусе или в метро, или живет в соседней квартире… Теперь, если вы увидите на улице мужчину, внешне похожего на Феникса, вам подсознательно захочется перейти на другую сторону и сесть в автобус в другом направлении. Просто на всякий случай.

Вместе с Фениксом в Джокере отлично сыграли Роберт Де Ниро, Фрэнсис Конрой и Зази Битц. Они воплощают телеведущего Мюррея Франклина, на чье шоу Артур мечтает попасть всю свою жизнь, маму Артура Пенни Флек и его девушку Софи, которая живет в соседней квартире. У главного героя с каждым из них сложные отношения, которые помогают лучше понять его расстройство, боль, ненависть и глубокое несчастье. И не стоит забывать о Томасе Уэйне (Бретт Каллен), который здесь баллотируется в мэры. Да, Филлипс вспоминает о семье Бэтмена и смотрит на нее под другим углом, поэтому данной сюжетной линии будет чем вас удивить. Поклонникам комиксов DC наверняка понравятся эти отсылки к главному противнику Джокера.

Такого реалистичного (до ужаса и тошноты) фильма, основанного на комиксах о супергероях и суперзлодеях, пожалуй, никогда еще не снимали. Даже трилогия Кристофера Нолана о Темном рыцаре с его любовью к мрачному реализму выглядит по сравнению с «Джокером» сказочным боевиком. Это настоящий психологический триллер, более того, вдохновленный фильмами Мартина Скорсезе. Помните «Таксиста» и «Короля комедии», где Де Ниро играл социопатов и преследователей? «Джокер» может быть их третьим братом. Его тоже можно рассматривать с точки зрения психоанализа, но диагноз главному герою будет также диагнозом всему обществу Готэма, которое мы видим на экране. Артур впитал в себя все худшее, что происходит сегодня в мире, в новостях, в подворотнях, и его единственным ответом на все это стало такое же жестокое насилие. Готэм съел Артура с потрохами, а выплюнул его уже Джокером, королем беспредела и хаоса.

Филлипс однозначно снял один из знаковых фильмов года, а в разрезе фильмов, вдохновленных комиксами, и десятилетия, но назвать его одним из лучших фильмов 2019 года я не могу. «Джокер» потрясает, Феникс выворачивает себя наизнанку и целится на «Оскар», операторская работа и саундтрек великолепны, тема насилия в обществе раскрыта, но второй раз смотреть «Джокера» не хочется. Не хочется вновь погружаться в эту грязь вместе с Артуром, которого уже ничто не спасет. Не хочется вновь наблюдать за тем, как в его глазах гаснет доброта и надежда и как на свет появляется очередной монстр. Я скорее пересмотрю «Оно 2» с жутким Пеннивайзом. Он чаще вызывает улыбку.

Общество Готэма давно поразила болезнь жестокости и безразличия. И Артур Флек стал ее главным обострением, приняв личину Джокера.

299 Написать комментарий