Рецензия на фильм «1917»

Рeцeнзия нa фильм «1917»
Спaсти лeйтeнaнтa Блэйкa 1 фeврaля 2020,  04:00 | Рeцeнзии | Aвтoр: Eлeнa Стрeльбицкaя

Гoд зa годом Голливуд продолжает соревноваться с самим собой в жанре военный эпик, и новым творением данного рода стал фильм Сэма Мендеса «1917», чьи события развиваются в окопах Первой мировой войны. Они следуют за двумя молодыми солдатами Блэйком и Шофилдом, которых вызывают к генералу. Блэйк думает, что их отправят за едой или на другое легкое задание, а вместо этого ребята пускаются в кросс на выживание по пересеченной местности, где затаился враг, чтобы спасти батальон старшего брата Блэйка из ловушки, которую готовят немцы.

Имя Мендеса, который 20 лет назад получил «Оскар» за фильм «Красота по-американски», в последнее время больше ассоциируется с Бондианой и в частности с одним из лучших фильмов об агенте 007 «Скайфолл». Решив отдохнуть от приключений Джеймса Бонда и вернуться в мир серьезного кино, Мендес выбрал амбициозный проект, и чтобы тот выделился из общей массы фильмов о войне, он черпал вдохновение не из Второй мировой войны, а из Первой мировой, что и дало этой истории ее лаконичное и легко запоминающееся название «1917». А еще эти цифры красиво смотрятся на постерах очень крупным шрифтом.

Итак, в апреле 1917 года в окопах на территории Франции оказываются два британских парня Блэйк (Дин-Чарльз Чепмен) и Шофилд (Джордж МакКэй). Блэйк еще не нюхал пороха, поэтому все еще мечтает о великой битве, из которой выйдет героем и получит медаль, а вот Шофилд уже был на поле боя и не горит желанием туда вернуться, поскольку знает, что ничего геройского там нет. Генерал дает им опасное задание пересечь местность, откуда якобы отступили немцы, и доставить во 2-й батальон сообщение о том, чтобы они не нападали завтра утром, поскольку там их ждет ловушка. Мотивации парням добавляет тот факт, что в том батальоне служит брат Блэйка, и они спешат успеть доставить важное письмо, чтобы спасти его и еще 1 600 солдат.

Актер Джордж МакКэй, который играет Шофилда, буквально вынес «1917» на своих плечах. В каждой сцене этот молодой актер старается показать как можно больше голых эмоций, чтобы зритель проникся ситуацией его героя и сопереживал ему до самого конца, и именно благодаря его игре и усилиям «1917» хочется смотреть до финальных титров. МакКэй – определенно лучшее, что есть в «1917», поэтому очень странно, что из 10 номинаций на «Оскар», которые получил этот фильм, его актерскую игру как раз не отметили. Зато отметили грим и прически, хотя здесь такие же грим и прически, как в любом фильме о войне.

Если вы смотрели трейлер, то наверняка знаете, что в «1917» появятся многие известные актеры, титаны современного британского кинематографа и телевидения Колин Ферт, Бенедикт Камбербэтч, Ричард Мэдден, Марк Стронг и Эндрю Скотт. Но их роли сводятся к непродолжительным камео военных высшего ранга, которых Шофилд и Блэйк встречают на своем пути, так что смотреть этот фильм исключительно ради кого-то из этих именитых актеров не стоит. И не надейтесь на совместную сцену Камбербэтча со Скоттом – воссоединения Шерлока с Мориарти не будет.

Фильм Мендеса наполнен лиризмом, поскольку основой его стала история, которую режиссеру рассказал его родной дедушка Альфред, который воевал на стороне британцев в Первой мировой войне. Но этот лиризм в красивых кадрах авторства оператора Роджера Дикинса, который получил «Оскар» за фантастику «Бегущий по лезвию 2049», часто сталкивается с суровыми реалиями военных действий, что четко можно прочувствовать в той сцене, где Шофилд плывет по живописной реке, на которую красиво падает цвет вишни, будто снег… А через полминуты он выбирается на берег по трупам, преградившим его путь.

Одним из просчетов маркетинговой кампании «1917» стало обилие спойлеров в трейлере, на постере и во фрагментах, которые были показаны в сети. Многие сцены нагнетают обстановку, но в них нет никакого саспенса, поскольку любой зритель будет заранее знать, что случится в данном фильме и чем он закончится. Разумеется, миссия будет выполнена, и мы получим на экране «хэппи-энд» в рамках военного жанра, но слова полковника в воплощении Камбербэтча в конце фильма о том, что «пошлют не сегодня, так завтра», и что «война будет продолжаться до последнего живого человека», в каком-то роде обесценивают жертву главных героев. Будто все это было зря, и Блэйк и Шофилд никого не спасли, поскольку уже завтра эти 1 600 солдат, скорее всего, все равно отправятся на смерть. Я очень не люблю «Спасти рядового Райана» за подобный посыл, и «1917» не находит из-за этого отклика в моем сердце. Или нам таким образом пытаются показать, насколько войны бессмысленны и беспощадны? Вдруг зритель об этом позабыл? Какой-то слабый и плоский посыл для фильма, который претендует на «Оскар». Лучше бы Мендес экранизировал какую-то из повестей Эриха Марии Ремарка о Первой мировой войне, они прописаны гораздо лучше и глубже. Как «На Западном фронте без перемен».

Картина «1917» иногда напоминает шутер от первого лица, например, Call of Duty, где бежишь вперед по окопам и пытаешься вычислить, из-за какого поворота будут стрелять немцы, и постоянно отсылает сюжетно и визуально к знаменитым военным эпикам «Спасти рядового Райана» и «Дюнкерк». Но у нас уже есть они, так что «1917» ничем новым вас не поразит, хотя отчаянно старается. Да, фильм снят качественно, с голливудским размахом, но это не лучший фильм 2019 года, не лучший фильм Мендеса и далеко не лучший фильм о войне. И очень странно видеть его на 49-м месте в рейтинге лучших фильмов всех времен на сайте IMDb, где он обогнал такие культовые картины, как «Индиана Джонс», «Чужой», «Храброе сердце» и «Бесславные ублюдки» и еще множество фильмов, которые являются на голову, а то и на несколько голов выше, чем «1917».

В дополнение «1917» недавно взял «Золотой глобус» за лучшую драму, так что он имеет все шансы на следующей неделе удостоится еще и главного «Оскара», но заслуживает ли он всех этих дифирамб и наград? Однозначно нет. Это вполне одноразовое кино, которое не трогает ни историей, ни персонажами, хотя МакКэй очень старался и делал в кадре невообразимое. В нем нет искренности, нет интимности, мы по сути так ничего и не знаем о главных героях к финалу, они будто остаются для нас двумя безымянными солдатами, хотя они заслужили большего, особенно учитывая тот факт, что все это основано на реальных событиях и реальных людях. А они отнюдь не были такими двумерными, какими написали этих Блэйка и Шофилда и какой нам представили их историю.

Если вы хотите посмотреть что-то в духе «Спасти рядового Райана», то лучше пересмотрите «Спасти рядового Райана». А если хотите увидеть необычный фильм о войне, то лучше пойдите в кино на «Кролика Джоджо» или на «Наши котики». Они впечатлят вас гораздо сильнее, чем «1917».

228 Написать комментарий