Рeцeнзия нa фильм «Вивaриум»
Мы всe живeм пoд кoлпaкoм 9 июля 2020, 02:55 | Рeцeнзии | Aвтoр: Eлeнa Стрельбицкая
Пока самые громкие голливудские премьеры терпеливо ждут своего часа, то есть осени, куда их перенес коронавирус, на экраны выходят малобюджетные фильмы, и самым странным из них можно смело назвать «Вивариум» режиссера Лоркана Финнегана. Согласно определению, вивариумом называют контейнер или конструкцию, адаптированную к тому, чтобы в ней в полуестественных условиях жили животные для наблюдения за ними или в качестве домашних зверушек. Как террариум или аквариум. Только в случае с фильмом «Вивариум» под колпак здесь помещают реальных людей. Очень похожих на нас с вами…
Знакомьтесь, Джемма и Том. Молодая влюбленная пара, которая мечтает съехать от родителей и жить в своем собственном доме. Джемма работает воспитательницей в детском саду, а Том – коммунальный работник, который обрезает ветки и следит за деревьями. Они носят простую одежду, ездят на скучной машине, и, кажется, с ними никогда не происходило ничего примечательного. Но один поход в странную риэлтерскую контору загадочной компании Prospect Properties это быстро исправит. Попав в новый пригород «с идеальными домами по низким ценам», Джемма и Том вскоре обнаруживают, что они не могут выбраться из его лабиринта и вынуждены поселиться в доме №9, не подозревая, что их ждет дальше.
А дальше, на второй день, они находят на дороге перед домом коробку, где спрятан младенец с сообщением, что их отпустят на свободу, когда они вырастят этого ребенка. Младенец быстро стает 7-летним, и, будто Джемме и Тому мало в жизни странностей, постоянно копирует все слова и движения «своих родителей» и доводит их своим пронзительным криком. Если вас всегда пугали дети в фильмах ужасов, то этот мальчик точно окажется наверху рейтинга самых жутких детей-монстров. Хотя выглядит он вполне заурядно, можно даже сказать стандартно, но при просмотре каждой сцены с его участием постоянно ощущается, будто он сейчас перестанет быть этим заурядным мальчиком и превратится в огромное жуткое чудище, которое съест Джемму и Тома.
На роли главных героев Финнеган позвал актеров Джесси Айзенберга и Имоджен Путс, которые в прошлом году уже снялись вместе в фильме «Искусство самообороны». Из них получился отличный дуэт, который медленно, но уверенно сходит с ума в этом вивариуме, где их заперла некая высшая сила (или их собственное желание нормальной жизни). Их Джемма и Том – очень искренние молодые люди, вдохновленные реальными отношениями и лишенные привычного голливудского лоска, что обычно превращает персонажей в искусственных кукол. Жизнь втроем с этим адским существом, который зовет их родителями, но является настоящим психопатом, испытывает пару разными жестокими способами, раскрывая в них такие стороны, о существовании которых они сами не подозревали. О которых мы все не подозреваем, пока нас заживо не похоронят в четырех стенах без возможности что-либо изменить и без малейшего контакта с внешним миром.
По сути режиссер взял очень простую тему, близкую каждому человеку в нашем мире – поиски своего жилья, своего дома, и перевернул ее с ног на рога. Сначала кажется, что перед нами черная комедия с элементами триллера и психоделики (в легкой форме), но с развитием сюжета фильм все больше превращается в самый настоящий хоррор, где главным монстром является даже не тот жуткий ребенок, которого должны вырастить главные герои (хотя он вполне может потом сниться вам в кошмарах), а обыденная жизнь, которая съедает нас заживо день за днем. Финнеган пытается напугать своих зрителей не монстрами, а именно скучной жизнью, встряхнуть их и заставить задуматься над тем, к чему мы все стремимся и куда мы все идем. Да, в конце концов мы все умрем, но до этого у нас всех есть выбор. По крайней мере хочется в это верить.
Знаете, до пандемии коронавируса этот фильм был бы очень оторванным от реальности, и его героям, навеки запертым в одном доме, было бы сложно сопереживать (разве только у вас агорафобия), но, учитывая нынешнюю ситуацию в мире, «Вивариум» обретает новый смысл. Джемма и Том будто оказались на карантине с ребенком, к которому были не готовы, но о котором они должны заботиться. И выхода у них нет, как не пытайся. Особенно вы прочувствуете ту сцену, когда они обнаруживают, что в машине еще работает аккумулятор, включают любимую музыку и просто танцуют в свете фар. Даже немного удивительно, как Финнеган и его коллега-сценарист Гаррет Шэнли додумались до этого до всемирного карантина.
Психологический триллер Финнегана насквозь пропитан саспенсом и напряжением в духе фильмов Альфреда Хичкока, который тоже любил запирать своих героев в четырех стенах и наблюдать за тем, как они сходят с ума. «Вивариум» очень прост визуально, Джемма и Том на протяжении всего фильма ходят в одной и той же одежде, но под поверхностью «типичного домика в пригороде» скрывается множество аллегорий на современный уклад жизни: любовь, дом, ипотека, дети и… все, конец. Тома и Джемму можно сравнить здесь с Адамом и Евой из библейских мифов, чьим «запрещенным плодом» стал этот «дом по дешевке», а сам фильм напоминает тревожный сон, который порой снится нам всем, где все вроде кажется вполне обычным, но при этом является очень странным и пугающим. Вы определенно его не забудете еще некоторое время.
Так что у «Вивариума» есть свои плюсы и интересная идея, и он наверняка покорит любителей странного арт-хауса и психоделических триллеров, которые можно рассматривать с разных сторон, но в целом он настолько депрессивно показывает человеческую жизнь, практически обесценивая и обезличивая ее, что я категорически не рекомендую его к просмотру тем, кто сейчас борется с депрессией, тревогой и прочими последствиями затяжного карантина и мировой пандемии. Вам определенно нужно что-то более жизнеутверждающее.
Если вы когда-либо столкнетесь с риэлторской компанией Prospect Properties с очень стандартным и очень подозрительным работником по имени Мартин, то бегите в противоположном направлении. И будьте внимательнее, когда берете ипотеку. Она не должна стоить всей вашей жизни.
230 Написать комментарий