Рeцeнзия нa фильм «Тeнeт»
Нoвый взрывaющий мoзг эпик oт Кристoфeрa Нoлaнa26 aвгустa 2020, 22:45 | Рeцeнзии | Aвтoр: Eлeнa Стрeльбицкaя
Зa свoю впечатляющую карьеру один из главных режиссеров Голливуда, титан жанра научная фантастика Кристофер Нолан, исследовал на большом экране самые невероятные научные теории. Он раскрывал секреты иллюзионистов в «Престиже», внедрял опасные мысли во сны в «Начале», путешествовал сквозь червоточину во времени в «Интерстелларе»… Чем же он собрался удивлять разумы зрителей в своем новом эпике с загадочным названием «Тенет»? Инверсией времени. И, поверьте, она оказывается не менее захватывающей, чем путешествия сквозь пространство и время.
События «Тенета» развиваются вокруг бывшего спецназовца из одной тайной организации, которого объявляют мертвым и дают ему новое задание – остановить конец света. Да, Нолан решил не размениваться по пустякам, и теперь судьба человечества зависит от одного парня и его нескольких верных сообщников, которым предстоит воплотить в жизнь миссию, что не уступает Краже во времени (Time Heist) из прошлогоднего блокбастера «Мстители: Завершение». И чтобы спасти мир, главному герою «Тенета», он же просто Протагонист, придется разобраться в запутанной технологии инверсии времени, которой вооружен враг. Поверьте, пули, возвращающиеся в пистолет, – это только верхушка айсберга, который придумал для «Тенета» Нолан. Но тсс, давайте разбираться в этой истории без спойлеров.
Итак, знакомьтесь, Протагонист. На эту роль Нолан взял уже зарекомендовавшего себя американского актера Джона Дэвида Вашингтона, сыгравшего главную роль в оскароносной драме Спайка Ли «Черный куклуксклановец» (тоже рекомендую к просмотру), и в роли главного героя нолановского блокбастера он чувствует себя в своей тарелке, хотя у него не такой впечатляющий послужной список, как у других членов каста. Спайк Ли и Нолан увидели талант этого молодого актера и не прогадали. Он играет так, что его Протагониста можно смело назвать одним из самых ярких, отважных и сложных персонажей большого экрана 2020 года. Порой он действует как чистый безумец, но, как говорила Алиса из Страны чудес, лучшие люди – безумцы. И в отличие от многих экранных шпионов, для которых другие люди – сопутствующий ущерб (да, Джеймс Бонд, это я о вас), Протагонист не бросает своих на растерзание волкам. Пускай окружающие говорят, что это «пустое ковбойство», но он ни за что в беде не бросит. Так что у Вашингтона получился весьма оптимистичный главный герой для наших непростых времен, когда кажется, что каждый сам за себя.
Правой рукой Протагониста выступает креативный парень по имени Нил, способный придумать самый безумный план, когда это необходимо, и его играет Роберт Паттинсон. Если вы до сих пор знаете его лишь благодаря роли Седрика Диггори в фэнтези «Гарри Поттер и Кубок огня» и Эдварда Каллена в «Сумерках», то это большая ошибка. Последние годы Паттинсон что только не делал в кино, чтобы избавиться от образа сияющего вампира, и в «Тенете» у него просто отличный персонаж, который открывает талант этого актера быть разным и позволяет массовому зрителю узнать его поближе и даже влюбиться в его веселого и находчивого героя (хотя бы платонически). Если после «Тенета» Паттинсона и можно с кем-то сравнить, то напрашивается нескромное сравнение с Леонардо ДиКаприо. Кто знает, может через 5-10 лет и звезда «Сумерек» получит «Оскар». Или через год за «Бэтмена» Мэтта Ривза (поскольку в его первом трейлере Паттинсон просто огонь).
По законам повествования, раз есть Протагонист, у истории должен быть Антагонист. Его в «Тенете» воплощает Кеннет Брана, и тут Нолан сполна вдохновился классическими шпионскими фильмами. На первый взгляд перед нами очередной русский миллиардер-мафиози, который хочет уничтожить мир, но очень скоро вы поймете, что его план – это чистый Нолан, никакого плагиата из Бондианы или других шпионских франшиз. И Брана в этом образе просто зверь. Таким жестоким садистом вы, пожалуй, его еще никогда не видели. Эркюль Пуаро, которого Брана недавно сыграл в «Убийстве в Восточном экспрессе», с презрением посмотрел бы на этого Антагониста и сделал бы все, чтобы помочь нашим героям его остановить. Ведь ставки здесь велики как никогда. Даже Танос по меркам этого злодея кажется наполовину добряком (после просмотра поймете эту шутку).
Тем временем на главную женскую роль в «Тенете» Нолан пригласил талантливую и разностороннюю Элизабет Дебики. Три года назад она отлично злодействовала в блокбастере «Стражи Галактики 2», и даже странно видеть ее в «Тенете» в таком уязвимом, несчастном и одновременно прекрасном своей трагичностью образе. Ее Кейт многим напоминает героиню из трагедий Уильяма Шекспира (которого, кстати, обожает Брана). Она изо всех сил стремится к свободе и воссоединению со своим сыном, но мир жесток, а больше всего мира жесток ее родной муж. Но если у Шекспира Кейт сошла бы с ума и покончила б с собой, то Нолан знает, на что способна мать ради своего ребенка. В той сцене на яхте Дебики просто великолепна.
«Тенет» полностью соответствует жанру научно-фантастический эпик, который одновременно является шпионским триллером. Но вместе с этим «Тенет» – это нечто, непохожее ни на что, что вы видели раньше. Его невозможно сравнить ни с каким снятым до этого фильмом. Даже если я скажу вам, что «Тенет» – это «Начало» встречается с «Интерстелларом», это все равно не будет даже приблизительно точным описанием данного эпика. Нолан знает, как потрясти зрителя, и вновь делает это с величайшим мастерством, вооружившись инверсией и талантливым актерским составом. Казалось бы, что о шпионах уже сняли все, что только можно было снять, но тут Нолан закатал рукава, взял ноутбук и написал, а потом снял «Тенета», чтобы вновь напомнить миру, каким может и должно быть Кино с большой буквы. Ведь Нолан – один из тех очень немногих режиссеров нашего времени, которые считают зрителей очень умными и жаждущими чего-то невообразимого, невероятного и не до конца объяснимого. И здесь он подает это все под до дрожи великолепным саундтреком от Людвига Йоранссона, которому точно светит за это сочетание тяжелых нот, что содрогали весь зал, если не «Оскар», то хотя бы номинация на «Оскар».
Если вы смотрели «Интерстеллар» и ваш мозг закипал от всего, что там придумал Нолан, то в «Тенете» он превосходит самого себя, поскольку мозг не перестает кипеть и после просмотра. В «Начале» и «Интерстелларе» режиссер еще более-менее объяснял все, что происходит на экране, а здесь даже с объяснениями, причем неоднократными, нашему мозгу очень сложно сообразить такое загадочное явление как инверсия. С пулей, которая летит назад в пистолет, – это вроде как ясно, но чем сложнее становятся сцены, тем сложнее это все осознать. Особенно во время финальной битвы, где время для одних солдат идет вперед, а для других – назад. Это масштабно, это эпично, и вы будете ломать голову над каждым кадром, каждым выстрелом, каждым взрывом, который оборачивается вспять. В общем, пойду почитаю немного теоретической физики, а потом снова пересмотрю «Тенет». Это определенно фильм для тех, кто любит открывать для себя целый новый слой нашей вселенной, о существовании которого большинство людей даже не подозревает.
Что касается визуальной составляющей «Тенета», то за камерой здесь находится оператор Хойте Ван Хойтема, который снимал визуальные шедевры Нолана «Интерстеллар» и «Дюнкерк» и прошлогоднюю фантастику «К звездам», поэтому если вы все еще сомневаетесь, смотреть ли «Тенет» на большом экране или не смотреть, то смотреть его обязательно. Особенно эпично данный эпик Нолана выглядит в формате IMAX – даже без 3D (или 4DX) погружение в фильм вам обеспечено с головой. Это действительно опыт, непохожий ни на что другое. Ведь перед нами – не просто фильм, а целое событие в мире кинематографа.
Вы еще не бежите в ближайший кинотеатр на сеанс «Тенета»? Вам нужны еще причины, чтобы увидеть новый научно-фантастический шедевр Нолана на большом экране? Как насчет такой: чем быстрее он отобьет свой бюджет в кинотеатрах, тем быстрее Нолан возьмется за еще один эпический проект. Пойдет? Так что хватайте маску и бегом в кино.
4647 1 комментарий